Создание и редактирование манёвров аэродромных маршрутов

Печать Предыдущая страница Стартовая страница Следующая страница

Маршруты полётов по приборам состоят из сегментов. Комплекс идентифицирует манёвр по коду и создаёт на карте объект-сегмент в соответствии с описанием в Doc 9368  "Руководство по построению схем полетов по приборам" (далее Doc 9368).

Предварительная подготовка и расчёт манёвров производится проектировщиками схем по методикам, рекомендуемым Doc 9368 и математическими моделям, описанным в  Doc 8168 Pans-Ops. "Производство полётов воздушных судов" часть 2 (далее Doc 8168). Схема согласовывается с руководством аэродрома и отправляется в издание.

Терминология манёвров дополнена или изменена в связи с применением в воздушной радионавигации на территории Российской Федерации и стран СНГ, радиотехнических средств отечественного производства.

Термин "радиал" дополнен термином КУР (курсовой угол радиостанции), который служит линией-вектором от приводного радиомаяка. КУР определяется бортовым авиационным радиокомпасом (АРК).

Термин "дальность по DME" заменяется "дальность от РТС". Замена связана с тем, что многие воздушные судна местных авиалиний оборудованы радионавигационным средствами измерения дальности по наземным РТС, отличными от DME. Примеры авиационных бортовых дальномеров СД-75М (по РСБН), ВНД-94 и СД -67А (по TACAN и DМЕ).

Перечень маневров, по которым строятся аэродромные маршруты, определён в документе Doc 9368  и спецификации "ARINC 424-18". Графический вид, код и краткое описание дано в таблице.

 

Перечень манёвров схем полётов по приборам:

Код и вид

Название

Подробное описание манёвра

legAF

Полет по орбите между радиалами

Полет на фиксированном удалении от радиотехнического средства,  между двумя радиалами. Манёвр ещё называют "полёт по орбите DME".

legCA

Достижение заданной высоты по курсу

Набор заданной высоты с удержанием фиксированного курса.

legCD

Достижение расстояния от РТС по курсу

Полёт с заданым курсом до точки в которой будет достигнуто заданое расстояние от радиотехнического средства.

legCF

Разворот на курс или точку

Разворот воздушного судна до достижения заданного курса или направления на точку.

legCI

Вписывание в сегмент

Полёт с заданным курсом до достижения точки пересечения линии пути и сегмента. Сегмент может быть исходящим от начальной точки или ограниченный  точкой и радиотехническим средством.

legCR

Достижение КУР до РТС по курсу

Полёт с заданным курсом до достижения точки пересечения линии пути и заданного курсового угла радиостанции.

legDF

Установка курса на точку

Установка фиксированного курса или путевого угла воздушного судна. Манёвр используется для расчётов в начальной или переходной точке маршрута как один из начальных параметров.

legFA

Полёт от точки до достижения высоты

Полёт от точки по заданному курсу до достижения заданной высоты. В авиационной терминологии эти манёвры называют "набор высоты" или "снижение до высоты"

legFC

Полёт на заданное расстояние от точки

Полёт от точки по курсу на заданное расстояние от него. Маневр ещё называют "полёт на расстояние"

legFD

Полёт от точки на дистанцию от РТС

Полёт от точки по заданному курсу до достижения заданной дистанции от радиотехнического средства.

legFM

Полет на конечный пункт маршрута

Полет на конечный пункт маршрута. Манёвр применяется на конечном этапе захода на посадку или выхода на маршрут ОВД.

legHA

Достижение высоты в "ЗО"

Достижение заданной высоты в зоне ожидания. Используется в местах плотного потока, где снижение/набор больших высот осуществляется по спирали в зонах ожидания

legHF

Разворот на посадку в "ЗО"

Разворот на посадочный курс в зоне ожидания. Манёвр может использоваться для разворота на заданный курс в зоне.

legHM

Уход на посадку с "ЗО"

Полёт в зоне ожидания с переходом на посадку. Конечным пунктом манёвра является точка FAF (FAP)

legIF

Установить начальную точку

Установка начальной точки. Манёвр используется для расчётов как установка начальной позиции маршрута.

legPI

Стандартный разворот 45/180

Полёт по стандартному развороту 45 на 180. (см. I-4-3-6 Doc 8168 Том II)

legRF

Полёт по орбите между точками

Полет по дуге равного расстояния от радиотехнического средства между двумя точками. Манёвр ещё называют "полёт по дуге DME".

legTF

Полёт до точки

Полёт до точки. Если заданы параметры разворота, производится расчёт дуги разворота и коррекция курса.

legVA

Направление до достижения высоты

Достижение заданной высоты с выдержива-

нием путевого угла.

legVD

Направление до дистанции от РТС

Достижение расстояние от радиотехнического средства с выдерживанием заданного путевого угла.

legVI

Направление до вписывания в сегмент

Полёт с заданным путевым углом до достиже- ния точки пересечения линии пути и сегмента.

legVM

Направление на конечную точку

Полет на конечный пункт маршрута с удержанием путевого угла. Используется на посадочной прямой от MAPt

legVR

Направление до достижения КУР

Достижения пересечения с курсовым углом радиостанции по заданному путевому углу

 

Маневры выполняются с определёнными параметрами полёта, местоположения и состояния воздушного судна и наличием радионавигационного средства. Перечень допустимых параметров для манёвров описан в приложении 5 документа "Спецификация ARINC 424". Каждый параметр для определённого манёвра может быть обязательным, возможным и недопустимым. Список параметров для манёвров описан в таблице.

 

Перечень параметров при расчёте манёвров:

Код

точка

Разворот

Базовая РТС

Курс (ПУ)

t или L

высота

Высота вторая

тангаж

наличие

Aзим.

Дальн.

 

 

AF

+

+

о

о

о

р

 

о

о

 

CA

 

о

 

 

 

к

 

>H

 

+

CD

 

о

+

 

 

к

дст

о

о

 

CF

+

о

+

+

+

к

дл

о

о

о

CI

 

о

о

 

 

к

 

о

о

 

CR

 

о

о

о

 

к

 

о

о

 

DF

+

о

+

+

о

 

 

о

о

 

FA

+

о

+

+

+

к

 

>H

 

+

FC

+

о

+

+

+

к

дл

о

о

 

FD

+

о

+

+

+

к

о

о

о

 

FM

+

о

+

+

+

к

 

о

 

 

HA

+

+

о

о

о

к

+

+

 

+

HF

+

+

о

о

о

к

+

о

 

 

HM

+

+

о

о

о

к

+

о

 

 

IF

+

 

 

 

 

 

 

о

о

 

PI

+

+

+

+

+

к

дл

>H

 

 

RF

+

+

о

о

 

ПУ

дст

о

о

о

TF

+

о

о

о

о

к

о

о

о

о

VA

 

о

 

 

 

п

 

>H

 

+

VD

 

о

+

 

 

п

дст

о

о

о

VI

 

о

о

 

 

п

 

о

о

 

VM

о

о

 

 

 

п

 

о

 

 

VR

 

о

+

+

 

п

 

о

о

 

 

В таблице следующие сокращения:

"+" – обязательный параметр

"о" –  необязательный параметр  

– недопустимый параметр

Р – радиал

П- путевой угол

К- курс

Дст – дистанция

Дл - длина

>H – на высоте или выше

 

Полное название параметров:

- "точка" – контрольная  точка;

- "разворот" – наличие разворота;

- "базовая РТС" – базовое радиотехническое средство. В дополнение к параметру "базовая РТС" могут присутствовать "дальность" и "радиал";

- "курс (ПУ)"– путевой угол направление или курс воздушного судна;

- "t или L" – время полёта или длина полёта;

- "высота" – высота пролёта конечной точки манёвра;

- "вторая высота" – используется в случае пролёта внутри диапазона высот;

- "тангаж" – в контексте манёвра обозначает вертикальный угол воздушного судна. Тангаж фигурирует во всех манёврах связанных с набором высоты.

Кроме описанных параметров все без исключения манёвры могут содержать общие параметры: фиксированную истинную скорость воздушного судна, крен при наличии разворота, минимально опасную высоту пролёта препятствий.

Редактирование манёвров маршрута доступно в каждой закладке ведения базы маршрутов в нижней части диалога.

 

Панель манёвров маршрута с навигатором:

in-legs

 

С правой стороны 4 кнопки:

btnLegNew - добавление нового манёвра в список;

btnLegEdit - редактирование параметров манёвра;

btnLegChg - замена типа манёвра;

btnLegDel - удаление текущего манёвра.

 

Расчёт координат манёвра проводится по принципу занесения в стек предыдущего положения в точке окончания манёвра и использования этой информации в следующем манёвре. Связанность маршрутов по параметрам контролируется специалистом.

В верхней части диалога параметров манёвра расположены общие и необязательные параметры для всех маршрутов. Установлены следующие цвета полей при заполнении параметров: обязательные - белый, необязательные – жёлтый. Параметры, которые не применяются в манёвре, в диалоге отсутствуют.

 

Общие параметры всех манёвров:

 

Уникальная комбинация параметров манёвра

 

К общим параметрам относятся: номер манёвра, фаза манёвра и скорость. Дополнительными общими параметрами являются высоты. Ввод высот для каждого манёвра специфичен (см. в таблице 2 столбец "высота"). Ввод скорости подразумевает расчёт манёвра для конкретного значения. Отсутствие параметра скорость подразумевает подстановку средней скорости указанного класса воздушного судна,  для которого рассчитывается маршрут. Средние скорости зависят от типа маршрута и фазы полёта. Скорости заданы в Doc 8168 Том II   п.1.3.5, для маршрутов IAP таблицы I-4-1-1,  I-4-1-2.

Предупреждение: ведение базы манёвров рекомендуется проводить проектировщику схем или штурману в отдельных случаях специально подготовленному оператору. Разработчики не несут ответственности за неправильный расчёт метрики манёвра при некорректном или ошибочном внесении параметров маневра.