Структура карт формируемых комплексом

Печать Предыдущая страница Стартовая страница Следующая страница

Комплекс позволяет создавать и обрабатывать все виды аэронавигационных карт – маршрутную карту, карты  района, стандартного вылета и прибытия по приборам (SID/ STAR), карту визуального захода на посадку и посадку по приборам (IAP), карты аэродрома, наземного аэродромного движения и мест стоянок, а так же карты препятствий класса "А" и "B". Карты препятствий класса "С" создаются в ручную и заполняются комплексом в соответствии с пунктом 3.5.5 "Руководства системного программиста".

Все виды аэронавигационных карт формируемых комплексом содержат одну или несколько пользовательских карт. Каждая пользовательская карта наполняется отдельной категорией аэронавигационных данных.

 

Маршрутная карта (ИКАО) – представляет собой базовую карту и три пользовательские карты со следующей категорией аэронавигационных данных:

1. Аэродромы. На пользовательскую карту наносятся аэродромы международного и государственного значения с подписями.

2. Запретные зоны. На карту наносятся элементы воздушного пространства с типами Р-зона, R-зона, D-зона. На карты, которые используются для планирования, могут наноситься временные зоны "TSA";

3. Система ОВД. На карту наносятся районы и зоны обслуживания воздушного движения, точки маршрутов  и радионавигационные средства (Приказ МТ РФ от 24.10.2011 № 273), маршруты ОВД и прочая аэронавигационная информация, необходимая для выполнения полетов по маршруту по правилам полетов по приборам.  Карта может содержать военные маршруты (MRT – military route track)  без указания точек маршрута.

Маршрутная карта может издаваться в нижнем, верхнем и не контролированном воздушном пространстве классов G  и G*(С).

В мировой практике аэронавигационные карты разделяются по вертикальным границам на три вида:

- карты верхнего воздушного пространства (от высоты 8100 метров и выше);

- карты нижнего воздушного пространства (от высоты 1500 до высоты 8100 метров);

- карты неконтролируемого воздушного пространства. Согласно классификации ИКАО названия карт соответствуют "ENROUTE CHART above FL275", "ENROUTE CHART below FL275" и карты "VFR".

Высоты объектов на картах указываются относительно уровня моря в абсолютных единицах (международное обозначение AMSL - above mean sea level). На территории Европейской части Российской Федерации, установлена система отсчёта высот относительно уровня Балтийского моря. На территории Европы и Северной Америки отсчёт высот выполняется относительно среднего уровня моря.

Разделение в вертикальной плоскости по воздушным пространствам выполняется по причине того, что верхнее воздушное пространство используется для дальних полётов и условно отделено от нижних слоёв уровнем 8100 метров или эшелоном (FL270). В нижнем воздушном пространстве, как правило, выполняются внутригосударственные рейсы, перелёты, подходы и вылеты с аэроузлов и аэродромов, тренировочные полёты и другие виды деятельности. Плотность деятельности в нижнем воздушном пространстве выше, чем в верхнем.

Слой от 1500 метров и ниже в международной терминологии называется "неконтролируемым воздушным пространством класса G", который служит для полётов воздушных судов малой авиации, вертолётов и аэростатов. Неконтролируемое воздушное пространство класса G используется для полётов по местным авиалиниям. В этом классе  воздушного пространства отсутствует строгая маршрутная карта. Маршрутная карта носит рекомендованный характер.

Слой выше 20400 м (FL660) в международной терминологии называется "неконтролируемым воздушным пространством класса G* (в Российской Федерации C)". Полёты воздушных судов на этих высотах выполняются по правилам визуальных полётов.

Структура эшелонирования воздушного пространства Российской Федерации напоминает слоистый пирог с вырезанными слоями в диапазоне высот FL060-FL660.  Эшелоны  FL060-FL090 и  FL120-150 зарезервированы для внутренних пользователей., FL160-300 для общего воздушного потока, эшелоны  FL410-660 по согласованию с органом ОВД.

Карта района (ИКАО) – представляет собой базовую карту на заданный район и четыре пользовательские карты. Район может быть ограничен рамкой. Карта включает следующие категории аэронавигационных данных:

1. Аэродромы. На пользовательскую карту наносятся все аэродромы с подписями, попадающие в район вне зависимости от типа и класса.

2. Запретные зоны. На карту наносятся элементы воздушного пространства с типами Р-зона, R-зона, D-зона которые попадают в район.

3. МБВ. Карта создаётся комплексом и не наполняется. Расчёт и заполнение минимально безопасных высот производится картографами на основании препятствий в районе и особенностей рельефа вручную.

4. Система ОВД. На карту наносятся районы и зоны обслуживания воздушного движения в районе,  все основные точки определяющие маршруты в районе аэродрома и не обозначенные по местоположению радионавигационные средства с указанием их кодовых наименований и географических координат в градусах, минутах и секундах, радионавигационные средства, связанные с системой обслуживания воздушного движения в районе, и прочая аэронавигационная информация.  

Карта районов может готовиться для аэродрома. В таком случае информация на пользовательской карте "система ОВД" должна соответствовать следующим требованиям:

- на карте должны быть нанесены только маршруты и районы ОВД нижнего воздушного пространства;

- на карте должны присутствовать все терминальные точки и точки маршрутов выхода и подхода.  Точка маршрута выхода/подхода - радиотехническое средство или точка маршрута ОВД, которая является начальной / конечной точкой маршрутов прибытия и убытия соответственно. Если точка не попадает в район, она указывается на зарамочном оформлении карты;

- все транзитные участки маршрута, пересекающие терминальное (ТМА)  или диспетчерское (CTR) воздушное пространство аэродрома удаляются. Не удаляются сегменты маршрутов, которые могут конфликтовать с маршрутами SID/STAR;

- карта должна быть ограничена таким образом, чтобы в неё полностью попадали диспетчерский (CTR) и терминальный (TMA) районы аэродрома. Подробная информация о боковых и вертикальных границах, установленном классе воздушного пространства, органах управления воздушным движением с позывными, частотами и языками  трансляции указывается в виде таблицы. Таблица, как правило, печатается на обратной стороне карты.

Масштабы маршрутной карты и карты района выбираются в зависимости от плотности воздушного движения и размеров района. Аэронавигационные карты верхнего и нижнего воздушного пространства выполняются в масштабе 1: 1 000 000 (в 1 см 10 км), 1:1500 000 (1см 15 км) или мельче. Аэронавигационные карты для воздушного пространства класса G – 1:500 000 (в 1 см 5 км) и крупнее.

Топографическая основа маршрутных карт и карт районов устанавливается каждым государством индивидуально согласно внутренним стандартам и рекомендациям. Как правило, топографическая основа карт для выполнения полетов в воздушном пространстве класса G - это топографическая карта масштаба 1:500 000. Нагрузка топографической основы аэронавигационных карт верхнего и нижнего воздушного пространства состоит из объектов являющимися характерными ориентирами на высотах выше 1500 метров. К числу таких объектов относятся крупные города и реки, большие озёра и водохранилища, береговая линия, магистральные железные и автомобильные дороги.

 

Карты стандартного вылета и стандартного прибытия по приборам (SID/STAR) – представляют собой набор из трёх пользовательских карт. Карта формируется для конкретного порога взлётно-посадочной полосы (далее ВПП) аэродрома. Карта стандартного вылета создаётся с названием "выход", а стандартного прибытия – "подход".

Наименование карты дополняется названием аэродрома и курса. Например,  карта стандартного вылета по приборам с аэродрома "Домодедово" с левой ВПП и курсом 140 записывается как "Домодедово ВЫХОД 14Л". Карты создаются по паспорту карты района аэродрома или по произвольной карте созданной средствами ГИС "Панорама". Новая карта созданная средствами ГИС "Панорама" должна иметь параметры проекции наименее искажающие (проворачивающие) обстановку относительно направления на север. Рекомендуется создавать карту конической проекции Ламберта с осевым меридианом, проходящим через контрольную точку аэродрома.

В пределах одного порога прокладывается несколько маршрутов на разные точки маршрутов ОВД. В случаях, когда воздушный поток аэроузла очень большой, на одну и ту же точку маршрута ОВД с одного порога может быть проложено несколько маршрутов. Похожие или совместимые схемы для различных порогов могут совмещаться. Разработку маршрутов выполняют проектировщики схем или штурманы аэродромов.

Карты стандартного вылета и стандартного прибытия по приборам идентичны по составу аэронавигационной нагрузки издаются в масштабе 1: 500 000 (реже в 1: 1 000 000) и включают следующие категории аэронавигационных данных:

1. Аэродромы. На пользовательскую карту наносятся все аэродромы с подписями, попадающие в район вне зависимости от типа и класса. Аэродром, по которому строится схема, наносится в виде специального условного знака   с imgADHP фактической ориентацией.

2. Запретные зоны. На карту наносятся элементы воздушного пространства с типами Р-зона, R-зона, D-зона в районе с указанием их обозначений и вертикальных границ.

3. МБВ. Карта создаётся комплексом и не наполняется. Минимально безопасные высоты на карте данных типов рассчитываются для секторов подхода ограниченных радиусом 46 км. На участках маршрутов подхода и вылета МБВ указываются в тех случаях, когда по пути располагаются высокие препятствия или большие превышения рельефа.

4. Система ОВД. На карту наносятся терминальные и диспетчерские районы основного и соседних аэродромов, аэродромные РТС, необходимые для вылета, прибытия и полета в зоне ожидания, маршруты вылета или прибытия и маршруты ожидания, точки переключения на участках маршрута, средства связи с указанием их каналов. Кроме того, на маршрутах зональной навигации (RNAV) указываются основные точки "флайовер" и "флайбай".

 

Карты визуального захода на посадку и карта захода на посадку по приборам представляют собой набор состоящий из: - топографической карта-подложки, четырех пользовательских карт с аэронавигационными данными и одна карта с зарамочным оформлением.

Карта инструментального захода на посадку издаётся в масштабе 1:200 000, а визуального захода на посадку в масштабе 1:100 000 и должна иметь равноугольную проекцию, на которой прямая линия примерно соответствует ортодромии. Рекомендуется создавать карты в равноугольной конической проекции Ламберта с осевым меридианом, проходящим через контрольную точку аэродрома.

Карта визуального захода на посадку создаётся с названием "визуальная посадка", а захода на посадку по приборам - "посадка". Наименование карты дополняется названием аэродрома и курса. Например,  карта захода на посадку по приборам на правую ВПП с курсом 270 в аэродром "Хитроу" с записывается как "Хитроу ПОСАДКА 27П".

Карты визуального захода на посадку и карта захода на посадку по приборам идентичны по составу аэронавигационной нагрузки и включают следующие категории аэронавигационных данных:

1. Аэродромы. На пользовательскую карту наносятся все аэродромы с подписями, попадающие в район вне зависимости от типа и класса в виде специального условного знака imgADHP с фактической ориентацией.

2. Запретные зоны. На карту наносятся элементы воздушного пространства с типами Р-зона, R-зона, D-зона в районе маршрутов посадки с указанием их обозначений и вертикальных границ.

3. МБВ. Карта создаётся комплексом и не наполняется. Минимально безопасные высоты переносятся из карт подхода.

4. Система ОВД. На карту наносится следующие элементы:

- диспетчерский район (CTR) основного и соседних аэродромов;

- точки маршрута посадки IAF, IF, MAPt;

- маршруты посадки для различных категорий воздушных судов.

5. Зарамочное оформление – карта с произвольным наименованием, которая содержит таблицы и схемы минимальных абсолютных и относительных высот пролета препятствий на маршруте посадки (ОСА/ОСН), ограничения по скорости и по уровню/абсолютной высоте, вертикальный профиль конечного этапа захода на посадку с указанием радиотехнических средств и высот пролётов.

Топографическая основа визуального захода на посадку и карта захода на посадку по приборам представляет собой топографическую карту местности масштаба 1:200 000 или 1:100 000 в зависимости от базового масштаба карты. Топографическая основа должна содержать основные ориентиры по маршруту посадки и ожидания, все препятствия и превышения рельефа высотой более 50 метров относительно порога посадки, все препятствия на посадочном курсе на линии конечного этапа захода на посадку. Кроме основной информации топографическая основа может содержать видимые ориентиры – крупные населённые пункты, дорожная сеть, элементы флоры, большие озёра и водохранилища, береговую линия, магистральные железные и автомобильные дороги. В приграничных районах на топографическую основу должны быть нанесены государственные границы.

Маршруты посадки и подхода могут совмещаться.  В случае совмещения  маршрутов подхода и посадки маршрут называется маршрутом прибытия. Совмещение маршрутов подхода и посадки, как правило, производится на маршрутах с зональной навигацией (RNAV).

 

Карта аэродрома создаётся в виде отдельной пользовательской карты в масштабах 1:25 000 или 1:10 000. Информация из базы данных наносится с предварительным удалением однотипных элементов по уникальному идентификатору. Топографическая основа, растровая информация, матричные данные для карты аэродрома готовятся отдельно в случае необходимости. На карту наносится информация в зависимости от установок.

Карта должна содержать векторную или растровую топографическую основу и специальную нагрузку, которая включает в себя:

- географические координаты контрольной точки аэродрома/вертодрома в градусах, минутах и секундах;

- взлётно-посадочные полосы (далее ВПП), в том числе строящиеся, с указанием номера, длины и ширины с точностью до ближайшего метра, несущей способности, смещенных порогов, концевых полос торможения, полос, свободных от препятствий;

- превышения с точностью до ближайшего метра порогов ВПП и геометрического центра зоны приземления и отрыва;

- направлений ВПП с точностью до ближайшего значения градуса по отношению к магнитному меридиану, типа поверхности и маркировки ВПП.

- географические координаты в градусах, минутах и секундах для порогов ВПП;

- все рулежные дорожки, воздушные и наземные РД для вертолетов с указанием типа поверхности, маршруты для передвижения вертолетов по воздуху с указанием обозначений, ширины, светосигнальных средств, маркировки;

- местоположения опасных участков с надлежащим нанесением дополнительной информации, если такие участки установлены;

- система огней подхода и огней ВПП;

- препятствия для руления;

- площадки обслуживания воздушных судов и сооружения, предназначенные для эксплуатационных целей;

- четко обозначается любая часть изображаемой рабочей площади, которая постоянно непригодна для использования воздушными судами;

- зона безопасности с указанием длины, ширины и типа поверхности;

- полоса, свободная от препятствий, для вертолетов с указанием длины и профиля земной поверхности;

- препятствия с указанием их типа и максимального превышения с точностью до (ближайшего большего значения) метра или фута;

- расположение радиотехнических и радионавигационных средств.

 

Карта аэродрома может включать в себя таблицу метеорологических минимумов ИКАО курсов посадки аэродрома. Таблица метеорологических минимумов является дополнительной информацией и содержит значения высоты принятия решения и дальности видимости по курсам для вылета и посадки в различных условиях видимости и освещения взлётно-посадочной полосы и системах инструментальной посадки.

Таблица метеорологических минимумов аэродрома, может включаться в другие виды аэронавигационных карт, на усмотрение оператора. Размеры элементов таблицы и шрифтов установлены для масштаба 1 : 25 000.

 

Карта наземного аэродромного движения и мест стоянок создаётся в виде отдельной пользовательской карты в масштабах 1:25 000 или 1:10 000 . Карта может издаваться в виде схемы без масштаба. Информация из базы данных наносится по тому же принципу что и на карту аэродрома. Топографическая основа отсутствует.

Карта должна содержать и специальную нагрузку, которая включает в себя:

- превышение перрона с точностью до ближайшего метра;

- перроны с местами стоянок воздушных судов и, в соответствующих случаях, несущая способность или ограничения по типам воздушных судов, светосигнальные средства, маркировка и другие средства визуального наведения и управления, включая местоположение и тип систем визуальной постановки на стоянку;

- географические координаты мест стоянки в градусах, минутах, секундах и сотых долях секунды;

- рулежные дорожки с указанием обозначений, ширины с точностью до ближайшего метра, несущей способности или, по необходимости, ограничений по типам воздушных судов, светосигнальных средств, маркировки, включая места ожидания у ВПП, если установлены промежуточные места ожидания, и огни линии "стоп", и другие средства визуального наведения и управления;

- местоположения опасных участков с надлежащим нанесением дополнительной информации, если такие участки установлены.

- стандартные маршруты для рулящих воздушных судов с указателями, если такие маршруты установлены;

- географические координаты в градусах, минутах, секундах и сотых долях секунды для точек соответствующей осевой линии РД;

- границы диспетчерского обслуживания воздушного движения;

- препятствия для руления;

- площадки обслуживания воздушных судов и сооружения, предназначенные для эксплуатационных целей.

 

Карта аэродромных препятствий класса А создаётся в виде отдельной пользовательской карты в масштабе 1:25 000. Информация носит схематический характер, не имеет привязки к геодезической системе карты и наносится в условных метрах на изображении карты. Комплекс формирует карту вместе с профилями ВПП при создании  карты аэродрома и размещает ее южнее контрольной точки аэродрома (далее КТА, см. Doc  9713 стр.1-35).  

На карту наносятся следующие элементы:  

- план и профиль каждой ВПП, примыкающей к ней концевой полосы торможения или концевой полосы, свободной от препятствий, зоны траектории взлета и препятствий;

- профиль запасной зоны траектории взлета включает линейную проекцию всей траектории взлета и располагается над ее соответствующим планом в форме, наиболее удобной для быстрого понимания информации.

Профили ВПП, концевые полосы и препятствия изображаются над соответствующим планом каждого элемента;

Сетка профиля наносится по всей площади профиля, за исключением ВПП. Нулевым значением для вертикального отсчета считается средний уровень моря. Нулевым значением для горизонтального отсчета считается конец ВПП на противоположной стороне от соответствующей зоны траектории взлета.

Объекты в зоне траектории взлета, которые возвышаются над плоской поверхностью, имеющей наклон 1.2 % и имеющей общее начало с зоной траектории взлета, рассматриваются как препятствия, за исключением случаев, когда такие препятствия полностью затенены другими препятствиями. Тенью препятствия считается плоская поверхность, начинающаяся от горизонтальной линии, проходящей через вершину препятствия перпендикулярно осевой линии зоны траектории взлета. Зона траектории взлета имеет следующие характеристики:

- она начинается в конце зоны объявленной пригодной для взлета в конце ВПП, или концевой полосы свободной от препятствий;

- ее ширина в исходной точке составляет 180 м и затем возрастает в степени 0,25D, достигая максимальной ширины 1800 м где величина D представляет собой расстояние от исходной точки;

- она продолжается до точки, за которой отсутствуют препятствия или до отметки 10,0 км в зависимости от того, какое из этих расстояний меньше.

Для каждого направления каждой ВПП в соответствующем месте на карте указывается следующая информация:

- располагаемая длина разбега;

- располагаемая дистанция прерванного взлета;

- располагаемая взлетная дистанция;

- располагаемая посадочная дистанция.

 

На карте также указываются:

- сплошной линией контур ВПП, включая длину и ширину, магнитный пеленг с точностью до одного градуса и номер ВПП;

- штриховой линией полосы, свободные от препятствий, включая длину и обозначение;

- пунктирной линией – зоны траекторий взлета и тонкой прерывистой линией с чередующимися короткими и длинными штрихами – осевая линия;

- запасные зоны траекторий взлета. В случаях, когда указываются симметрично расположенные относительно продолжения осевой линии ВПП запасные зоны траекторий взлета, предусматриваются примечания, в которых объясняется значение таких зон;

- точное местоположение каждого препятствия вместе с условным знаком, характеризующим тип этого препятствия, его превышение и обозначение, границы возвышения препятствий больших размеров особым образом с пояснением в легенде.

 

Карта местности для точного захода на посадку создаётся в виде отдельной пользовательской карты вместе с зарамочным оформлением по шаблону входящему в комплект комплекса. Карта содержит подробную информацию о профиле местности в пределах заданного участка  на конечного этапа захода на посадку в целях предоставления летно-эксплуатационным предприятиям возможности оценки того, насколько данная местность оказывает влияние на определение высоты принятия решения при использовании радиовысотомеров.

Карта наполняется следующей информацией:

- план местности в горизонталях с интервалом 1 м (3 фут) на участке 60 м (200 фут) по обеим сторонам от продолжения осевой линии ВПП в тех же пределах, что и профиль, причем горизонтали наносятся относительно уровня порога ВПП;

- профиль местности в пределах 1100 м* от порога вдоль продолжения осевой линии ВПП;

- светотехническое оборудования курса посадки.

- радиотехнические средства с указанием реальной высоты антенн относительно профиля поверхности.

* Согласно приложению 4 ИКАО (глава 6 стр 6-2) профиль рекомендуется строить на дальности до 900 метров. В связи с особенностями национальных правил полётов, размещения точки принятия решения, схем радиотехнических и светотехнических средств, часть конечный этап захода на посадку от точки принятия решения в подавляющем большинстве начинается с ближнего привода. Исходя из этого, дальность анализируемой местности увеличена до 1100 метров.

 

Карта аэродромных препятствий класса “В” создаётся в виде отдельной пользовательской карты. Карта предназначается для определения минимальных безопасных абсолютных/относительных высот, включая высоты полета по кругу, правил, которыми следует руководствоваться в аварийной обстановке при взлете или посадке и использования в качестве исходного материала для составления аэронавигационных карт.  

Карта наполняется следующей информацией:

- любые необходимые пояснения к применяемой проекции;

- примечание о том, что препятствиями считаются те объекты, которые возвышаются над поверхностями, перечисленными в главе 4 тома I  Приложения 14;

- геодезическая сетка с интервалом в одну минуту производится разметка широты и долготы, обозначаемая в градусах и минутах.