Ведение базы маршрутов

Печать Предыдущая страница Стартовая страница Следующая страница

Маршрут (воздушная трасса) – контролируемое воздушное пространство или его часть в виде коридора, которое предназначено для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения (Doc 9713 стр. 1-89, 1-131).

С точки зрения картографии, маршрут – последовательная цепочка сегментов (участков) воздушного пространства, совмещённых в горизонтальной и вертикальной плоскости и соединяющих две точки.

Маршрут обозначается условным текстовым кодом.  

Первый символ кода – буква латинского алфавита в верхнем регистре, после которой следует номер.

Сегмент (участок) маршрута – сложный трёхмерный объект между двумя точками маршрута, который служит для полёта воздушных судов. Сегменты отличаются по структуре в классе G от сегментов в остальном воздушном пространстве. В классе G сегмент представляет собой монолитный трёхмерный объект – параллелепипед.

Структура сегмента воздушного в верхнем и нижнем воздушном пространстве проставляет собой многоуровневую слоистую структуру (по аналогу торта), с вертикальным значением одного слоя 300 метров, и шириной в 10 км (5 морских миль) в нижнем и 18.5 км (10 морских миль) в верхнем воздушном пространстве. Число слоёв ограничено нижней и верхней границей участка маршрута.

Движение в сегментах маршрута может быть односторонним или двухсторонним. Направление движения зависит от чётности эшелона. Воздушное пространство маршрутов разделяется на эшелоны, если высота полёта выше высоты перехода 3050 метров, ниже 3050 метров эшелоны условны. Нумерация эшелонов начинается со 100 для высоты 3050 метров. Нижняя граница следующего эшелона на 300 метров (1000 футов) выше предыдущего, а нумерация увеличивается на 10 пунктов. Например, эшелон с номером 120 на 2 слоя выше первого 100-го эшелона. Нижняя граница равна 3050 + 2*300 = 3650 метров.

Обозначение высоты в эшелонах сопровождается символами "FL" (flight level). Таблица крейсерских эшелонов приведена в приложении 2.

Эшелоны считаются чётными, если число десятков чётное. Полёты по чётным эшелонам осуществляются по магнитных путевых углах от 0 до 179 градусов, полёты по нечётным эшелонам – от 180 до 359 градусов. На участках с односторонним движением обратные эшелоны не используются.

Структура эшелонирования участков маршрутов в Российской Федерации базируется на наборе слоев: FL060-FL090, FL120-150, FL160-300 и FL410-660. Каждый слой используется определённой группой пользователей воздушного пространства. Слои FL060-FL090 и FL120-150 зарезервированы для внутренних пользователей, FL160-300 используются для общего воздушного потока, FL410-660 используются по согласованию с органами обслуживания воздушного движения.

База маршрутов содержит основную запись маршрута с заданным кодом, локализацией и валидным периодом действия. Каждому маршруту соответствует своя последовательная коллекция сегментов (участков). Для каждого участка в поле "Регион" устанавливается принадлежность к государству, на территории которого он проходит.

Участки маршрута заполняются последовательно между точками от начала и до конца маршрута. Каждая точка маршрута выполняет определённую роль для экипажа воздушного судна. В спецификации базы данных определены следующие роли точек маршрута:

- пункты обязательного доклада органу обслуживания воздушного движения;

- пункты не обязательного доклада;

- точки пересечения воздушного пространства государства;

- точки пересечения районов полётной информации.

 

К дополнительным характеристикам участка относится частичное или полное ограничение использования в вертикальной плоскости. В форме в нижней правой части вносится информация по ограничениям. Ограничения могут распространяться на весь участок или на его часть в вертикальном направлении и с заданным видом ограничения.

Например, опасный район периодической деятельности (район воздушных стрельб), через который проложен маршрут. Некоторые участки маршрута пересекают его в вертикальном направлении. Одновременно этот маршрут является местом плотного потока воздушного движения. С целью гибкого использования воздушного пространства участки маршрута, проходящие через район, могут не закрываться во всём вертикальном диапазоне. В подобных случаях ограничивается движение на отдельных эшелонах полётов.

При больших потоках движения в ограниченном воздушном пространстве допускается движение воздушных судов в противоположных эшелонах при условии полного управления движением органом ОВД. При движении в обратном направлении против установленных правил задаётся специальное ограничение "обратное движение" на указанных эшелонах и в указанном направлении. Ограничение используется в районах с плотными потоками воздушного движения, на которых невозможно выполнять полёты по установленным правилам. Такие участки маршрутов рекомендуется помечать на карте ремарками.

Источником наполнения данных являются Сборники аэронавигационной информации (AIP), издаваемые каждым государством. Обмен данными между источниками осуществляется посредством обменного формата ARINC.

Формирование и ведение базы маршрутов осуществляется через форму ввода маршрутов. Дата действия маршрута устанавливается в верхней правой части формы не ранее даты, установленной в закладке «Настройка».

 

Форма ввода маршрутов:

in-Route

Левая часть формы содержит панель ввода маршрутов. Жёлтым цветом отображаются планируемые маршруты.

Верхняя часть панели содержит фильтр по коду и по локализации участка в регионе. Фильтр служит для облегчения поиска маршрута или группы маршрутов.

В нижней части размещена панель ввода параметров маршрута.

Поля в группе «маршрут действует» служат для ввода периода действия маршрута.

Поле «Код маршрута» служит для ввода условного наименования (кода маршрута).

Поле «Статус» служит для установки статуса маршрута. По умолчанию записывается статус «действует». Маршруты со статусом «планируется» не публикуются.

Поле «Локализация» служит для ввода текстового обозначения кодов регионов (государств), через которые проходит маршрут.

Поле «Типы полётов» – служит для ввода допустимых типов полётов на маршруте.

Поле «Использование» – служит для ввода типа маршрута по использованию.

Нижняя часть панели «Информация» содержит источники информации о текущем маршруте. Например, маршрут, указанный на рисунке, был создан на основании текстового документа ARINC и введён поправкой «12/13», дополнительный источник информации – «Маршрутная карта Приволжье (регион UW)».

Кнопка  (работает вместе с флагом «Копия») - предназначена для автоматической установки даты окончания действия маршрута. На маршрут устанавливается дата, которая на день раньше даты, установленной в настройке задачи. При установленном флаге «Копия» создаётся копия маршрута, начиная с даты, установленной  в настройках задачи.

Новую поправку рекомендуется выносить в базу данных из основных точек. Маршруты, в которых окажутся закрытые точки, следует закрывать в режиме создания копий с дальнейшей коррекцией участков. Участки маршрутов, которые содержат закрытые точки или окончание действия точки раньше даты начала действия маршрута, подсвечиваются красным цветом.

Важно ! При копировании маршрута в режиме закрытия по дате все сегменты, содержащие закрытые точки, тоже копируются.

Кнопки «Создать» и «Удалить» предназначены для добавления или удаления маршрута. Кнопка запускает форму редактирования   источников информации. Описание элементов формы приведено в разделе «Ведение базы основных точек».

 В правой части формы размещена панель редактирования структуры маршрута.

Верхняя часть панели содержит структуру маршрута, отсортированную по номеру участка. Смена номера в поле «Номер» перемещает участок в нужную позицию. Рекомендуется нумеровать участки с шагом 5 пунктов. Закладка «Вид АИП» служит для отображения маршрута в виде, экспортируемом в листы сборника АНИ (том ENR). На рисунке ниже, показан пример.

Форма ввода маршрутов, вид АИП

in-Route-AIP

 

Кнопки «Создать участок» и «Удалить участок» служат для редактирования метрики маршрута. Над кнопками размещены флажки «после текущего участка» и «перед текущим участком». Флажки служат для создания участка маршрута до или после текущего участка. При создании участка внутри маршрута, номер у всех последующих участков увеличивается.

Панель групповых операций создана с целью облегчения ввода однотипной информации пользователем и состоит из следующих элементов:

Кнопка «Копия участка» с флагом «не копировать параметры» служит для полного копирования структуры текущего участка на весь маршрут, включая специальное использование и ограничения. Параметры, которые формируются геометрическим положением точек участка, не копируются. Например, параметры «Длина» и «Путевые углы» зависят от положения точек, формирующих участок, и не являются однотипными для всего маршрута. Установленный флаг «не копировать параметры» выключает из процесса перенос общих параметров участка в маршрут. Переносятся только специальные ограничения и условия использования сегмента.

Кнопка «Рассчитать» служит для автоматического расчёта истинных и магнитных путевых углов, длин участков по карте и заполнения результатом записей базы данных. Магнитные путевые углы рассчитываются при подключенной матрице магнитных склонений. Если матрица не подключена, то значения истинных путевых и магнитных углов совпадают. Режим служит для создания в базе нового маршрута и анализа метрических характеристик.

Режим копирования предусмотрен для создания маршрутов со сложной структурой участка. Оператор создает маршрут по точкам. Для первого участка вводятся все необходимые параметры, ограничения и условия использования. После корректного сохранения кнопкой «Копия участка» вся информация переносится на остальные участки. При необходимости наполнения метрической информацией кнопкой «Рассчитать» дополняются путевые углы и длины участков.

 

Основные характеристики участка маршрута содержатся в следующих полях:

«Сегмент маршрута» служит для ввода номера участка и точки маршрута. Точка может выбираться из выпадающего списка в пределах установленного региона или выбираться из других регионов через форму выбора точки маршрута. Форма выбора отображена на рисунке ниже и вызывается нажатием на кнопку .

В верхней части размещен фильтр, позволяющий выбрать точки по коду названию и типу в установленном регионе. По центру диалога расположен перечень основных точек. При открытии диалога отображаются все точки без привязки к региону и дате в настройках задачи. Точки, период которых закончился по состоянию на дату, установленную в настройках задачи, подсвечиваются красным цветом.

Диалог выбора точки маршрута:

dlg-sel-Points

 

Создание нового участка маршрута копирует регион из предыдущего участка. Автоматическое копирование позволяет корректно создавать трансрегиональные маршруты в базе данных.

«Магнитные путевые углы» служат для указания прямого и обратного путевого угла участка. Режимом «Рассчитать» поля заполняются автоматически.

В группе «Метрика» содержится длина и ширина участка с единицей измерения и регионом. Участки маршрута формируются таким образом, что они должны попадать в один регион.

«Вертикальные границы (эшелоны)» служат для указания верхней и нижней границ (эшелонов) сегмента, предусмотренные спецификациями AICM, ARINC, требованиями ИКАО (приложение 4) и другими нормативными документами.

Переходная высота устанавливается или не используется национальными правилами полётов. В Европе высота перехода равна 2900 метров и разделяет маршрут на пространство класса C и D в которых действуют различные правила выполнения полётов. В США и Канаде это поле может содержать переходную высоту между классами воздушного пространства А и В, которые приняты в этих регионах и не используются в других. В Российской Федерации переходная высота отсутствует, а сегмент представляет собой 4 разделённых слоя в вертикальном воздушном пространстве с различными правилами полётов в каждом.

Минимально безопасная высота пролёта препятствий на участке (МБВ) рассчитывается по правилам, указанным в документе ИКАО Doc. 8168.

С правой стороны формы размещена панель ввода ограничений и специального использования участка маршрута. Участок маршрута в начальном виде – это параллелограмм, ограниченный по вертикали нижней и верхней границами, по горизонтали поворотными пунктами в одной плоскости и шириной в перпендикулярной. Внутренняя структура маршрута задаётся в подчинённой таблице.

Каждое ограничение или специальное использование редактируется кнопками «+», «-» в верхней панели управления. Одна запись использования или ограничения может иметь один или несколько эшелонов, или диапазонов эшелонов, которые создаются ниже.

Кнопка предназначена для создания стандартной структуры участка маршрута, приятной в Российской Федерации. Создаётся четыре типа использования с соответствующими диапазонами высот:

- ­        «РФ: Местные авиалинии» эшелоны FL060-FL090;  

- ­        «РФ: Внутренний поток» FL120-FL150;

- ­        «РФ: Общий поток» FL160-FL300;  

- ­        «РФ: Контроль ОВД» FL410-FL660.

 

При создании стандартного набора эшелонов учитываются нижние и верхние границы. Если указанная верхняя или нижняя граница отсекает какой-либо тип использования, то он не создаётся. Высоты, которые отличаются от стандартных, заменяются нижней и верхней высотой с участка. Например, эшелоны FL060-FL090 на рисунке обозначены как «РФ: Местные авиалинии», не будут заменены, а эшелоны «РФ: Контроль ОВД» FL410-FL660 будут отсечены до максимального верхнего эшелона FL530.