Кодирование  манёвров маршрутов

Печать Предыдущая страница Стартовая страница Следующая страница

Форма вызывается кнопкой btnSaveProc  на панели и предназначена для кодирования схем  и сохранения их в базу данных в виде схем прибытия, убытия и посадки. Кодирование маршрутов осуществляется в соответствии с требованиями главы 5 документа Doc 8168 "Производство полётов воздушных судов. Том II" для определённого курса взлётно-посадочной полосы аэродрома, который выбирается из базы данных. Кодирование маршрута на условном аэродроме или без подключения базы данных не выполняется.

Перед началом формирования схем полётов посредством кодирования отдельных манёвров, необходимо создать сеть основных терминальных точек и загрузить их в базу данных. Сеть терминальных точек формируется посредством нанесения на карту задачей "Подготовка документов АНИ" или создаётся в ручном режиме в базе данных. При проектировании новой схемы терминальные точки создаются непосредственно на карте и экспортируются в базу данных задачей "Поиск и сохранение терминальных точек" (см. пункт 4.1 настоящего документа).  

Нанесение манёвров выполняется с привязкой в выбранные точки за исключением манёвра CA. Манёвр СА может быть нанесён в любой точке на карте без возможности поворота.

Форма кодирования маршрутов разделена на три части. Верхняя часть служит для выбора рабочей карты, нижняя часть представляет собой панель с кнопками, центральная часть - рабочая область, которая условно разделена на две закладки.

Рабочая область закладки "Нанесение стандартных манёвров" – разделена на две части. С левой стороны размещены кнопки с графическим видом маневров, которые подлежат кодированию комплексом. Маневры, которые отсутствуют на форме, не могут быть однозначно кодированы и обработаны комплексом и вводятся вручную непосредственно во временную таблицу.  

С правой стороны размещена рабочая область с вводимыми параметрами. В зависимости от выбранного манёвра правая часть формы наполняется теми или иными полями для ввода параметров. Верхняя часть рабочей области содержит текстовое описание текущего манёвра.

После корректного ввода параметров задача выполняет предварительную проверку значений и активирует кнопку "Нанести".

 

Форма кодирования маршрутов:common-Route-Coding

 

Выбор основных точек или радиотехнических средств выполняется из двух источников:

­с карты, кнопкой pbtnSelObj ;

­из базы данных используя стандартный диалог, кнопкой pbtnSelDB.

Кнопка pbtnClearObj - очищает выбор. Во всех закладках где осуществляется выбор точки или радионавигационного средства присутствуют все три кнопки.  При выборе объекта с карты следует учитывать, что информация о его идентификаторе выбирается с семантики "идентификатор объекта". Перед началом проектирования следует выбрать базовый аэродром и курс посадки/вылета. Базовым регионом ИКАО на весь сеанс работы считается регион ИКАО, которому принадлежит аэродром.  Смена региона выполняется в форме подключения и настройки параметров. Установленный базовый регион будет применяться при чтении идентификаторов точек с карты. Основные точки на карте должны соответствовать записям в базе данных для текущего региона.

При выборе объекта из базы данных следует учитывать, что совокупность точек для выбора ограничена следующими условиями:

­точки должны принадлежать текущему региону. Точки других регионов ИКАО не отображаются в диалоге выбора точки;

­точки должны иметь идентификатор ИКАО. Точки без идентификаторов, в частности точки пространства VFR, расчётные точки, поворотные пункты военной авиации и основные точки рекомендуемых маршрутов – не подлежат обработке.

 

Стандартный диалог выбора основных точек:

dlg-sel_point

 

Обязательные параметры и ограничения диапазонов значений описаны ниже по тексту для каждого типа указателей окончания траектории (далее - манёвра)  отдельно. В верхней части рабочей области расположено поле "Метрика"

 

Установка метрики шаблона:

prmCodeHgt

 

В зависимости от типа схемы активируются разные параметры в соответствии с алгоритмом построения сегмента.  

Поле "Начало манёвра" и "Конец манёвра" характеризуется минимальной высотой пролёта местоположения и шириной внутренней основной зоны. При построении манёвров маршрутов вылета, высоты на начальном этапе подменяются высотой порога без возможности изменения. При построении маневров, у которых начальная или конечная длина предопределена (схемы вылета) или отсутствуют ("ипподром", обратные схемы), оба поля ширины становятся не активными. При построении схем маршрутов зональной навигации следует контролировать ширину маршрута в начале и конце манёвра.

Параметр "Запас высоты (МОС)"служит для корректного построения основной и дополнительной зоны или буфера в вертикальной плоскости.

 

Манёвр TF  "Линия пути до контрольной точки".

Основным прямым участком маршрута является манёвр TF. Манёвр определяется геодезической траекторией между двумя точками пути. Первой из двух точек пути является либо точка пути окончания предыдущего участка, либо начальная контрольная точка. Промежуточный и конечный участки захода на посадку всегда должны быть манёврами TF.

 

Параметры манёвра "TF":

prmCodeTF

Поля "Начальная точка" и "Конечная точка" служат для выбора и индикации выбранных основных точек, ограничивающих манёвр. Нанесение схемы возможно при условии, что выбраны обе точки.

 

Манёвр AF  "Полёт по дуге DME ".        

Манёвр определяется траекторией по дуге с указанным радиусом, центром которой является дальномер DME .

 

Параметры манёвра "AF":

prmCodeAF

 

Поле "Базовая станция DME" служит для выбора позиции станции DME.

Поле "Дальность DME" – радиус дуги, не должен быть меньше 5 километров.

Поля "Азимут от DME начальный" и "конечный" – служат для ограничения дуги DME. Как правило, манёвр строят при наличии совмещённого радионавигационного средства VOR/DME.

Нанесение схемы возможно при выбранной базовой станции, радиусом большим 5 км и разницей азимутов по модулю не менее 15 градусов.

 

Манёвр DF  "Прямо до контрольной точки".  

Манёвр используется для определения участка маршрута от неустановленного местоположения на текущей линии пути воздушного судна до заданной точки. Манёвр строится на базе разворота Fly-Over.

 

Параметры манёвра "DF":

prmCodeDF

 

Указатель окончания траектории DF не обеспечивает предсказуемую траекторию полета. Манёвр также самое короткое расстояние пролета от точки разворота (точка пути "Fly-Over") или с абсолютной высоты разворота до следующей точки пути.

Поле "Воздушное судно" служит для указания приборной скорости воздушного судна или категории. При указании категории применяется средняя скорость для прибытия.

Поле "Конечная точка" служит для выбора конечной точки.

Поле "Допуск на точку АТТ" содержит допуск на точку разворота, который служит для построения спирали ветра для схемы "DF".

Поле  "Курс на точку" устанавливает ориентацию манёвра на карте. Поле "Курс начальный" служит для указания начальной ориентации воздушного судна. Разница начального и конечного курсов вместе со скоростью полёта воздушного судна определяет вид создаваемой схемы. Нанесение возможно при выбранной точке, ненулевой скорости воздушного судна и допуске на точку.

 

Манёвр CF  "Курс до контрольной точки".

Манёвр определяется как направление движения, которое заканчивается в точке пути, после которой следует конкретный участок маршрута. Изначально манёвр использовался в качестве указателя окончания траектории на конечном участке захода на посадку. В настоящее время используется в маршрутах RNAV,  схемах вылета и ухода на второй круг, в которых он эффективен для ограничения разброса линий пути.

 

Параметры манёвра "CF":

 

Поле "Воздушное судно" служит для указания приборной скорости воздушного судна или категории.

Поле "Конечная точка" служит для выбора конечной точки.

Поле "Длина участка"  служит для указания длины участка после возможного разворота на конечную точку.

Поле  "Курс на точку" устанавливает ориентацию манёвра на карте. Поле "Курс начальный" служит для указания начальной ориентации воздушного судна. В зависимости от разницы начального курса и курса на точку наносятся зоны прямолинейного участка или разворот с полётом до точки. Базовая точка устанавливается в конец созданного участка, в результате чего, начальная позиция схемы не определена. При кодировании маршрутов с подобным участком, маршрут следует строить начиная от конца к началу.

Нанесение возможно при выбранной точке, ненулевой скорости воздушного судна и длине. При разности курсов менее чем 15 градусов, строится прямолинейный участок ориентированный по курсу на точку.

 

Манёвр FA  "Курс от контрольной точки до абсолютной высоты".

Манёвр используется для определения участка маршрута, который начинается в контрольной точке и заканчивается в точке, где воздушное судно находится на установленной абсолютной высоте или выше. Местоположение точки достижения абсолютной высоты не указывается. FA не обеспечивает предсказуемую траекторию полета в связи с тем, что неизвестна точка ее окончания.

 

Параметры манёвра "FA":

prmCodeFA

 

Поле "Этап полёта" служит для выбора типа создаваемой схемы.

Поле "Начальная точка" служит для выбора начальной точки.

Поле "Градиент" служит для указания градиента набора/снижения на участке.

Поле "Курс" для ввода курса воздушного судна с которым выполняется набор или снижение.

Нанесение возможно при выбранной точке и ненулевом градиенте.  

 

Манёвр CA  "Достижение абсолютной высоты".

Манёвр представляет собой произвольный прямой участок маршрута без установленного начала и окончания с заданным курсом и высотами в начале и конце пути. Манёвр строится по аналогу манёвра FA за исключением возможности вставки в произвольную точку на карте. Схема заблокирована от поворота. Значение курса задаётся перед его построением.

 

Параметры манёвра "CA":

prmCodeCA

 

Поле "Этап полёта" служит для выбора типа создаваемой схемы.  В отличии от манёвра FA, данный манёвр не может быть построен по схеме "вылет с ВПП" по причине того, что порог фиксирован и выбирается при установке параметров.

Поле "Градиент" служит для указания градиента набора/снижения на участке.

Поле "Курс" служит для указания курса воздушного судна с которым выполняется набор или снижение.

 

Манёвр FD "Достижение заданного удаления от DME".

Манёвр строится от текущей точки с указанным курсом, до достижения удаления от базового дальномера. Манёвр используется для формирования маршрута со ступенчатым снижением или набором высоты, а также для определения расчётных терминальных точек в районе аэродрома.

 

Параметры манёвра "FD":

prmCodeFD

 

Поле "Начальная точка" служит для выбора начальной точки.

Поле "Базовая станция DME" служит для выбора базового дальномера. В нижней правой части утолщённым шрифтом отображается рассчитанный азимут от начальной точки до дальномера для предварительной оценки манёвра при подборе параметров.

Поле " Дальность до РТС (км)" служит для указания дальности от дальномера, на которой заканчивается манёвр.

Поле "Курс ВС" служит для указания начального курса воздушного судна.

Кнопка "Нанесение" активируется в том случае, если возможно построить траекторию полёта от текущей точки с заданным курсом до пересечения линии пути и окружности радиусом, указанным в поле "Дальность до РТС". В противном случае кнопка не активна, а в нижней части формы сообщение "Нет пересечения с дугой DME по заданному курсу".

 

Манёвр FС "Достижение заданного удаления от текущей позиции".

Манёвр строится от текущей точки до достижения указанной дальности с указанным курсом. Манёвр используется на этапах вылета, полёта на заданное удаление по прямой в нестандартной зоне ожидания или на этапе посадки.

 

Параметры манёвра "FC":

prmCodeFC

 

Поле "Этап полёта" служит для выбора типа создаваемой схемы.  Стандартный этап подразумевает создание зон прямолинейного участка по правилам полётов по приборам. Вылет с ВПП подразумевает создание схемы вылета по прямой до указанной дальности. Участок RNAV подразумевает создание прямолинейного участка по алгоритмам построения схем зональной навигации.

Поле "Начальная точка" - точка начала схемы.

Поле "Дальность (км)" - длина создаваемого участка.

Поле "Курс"  - курс воздушного судна.

Нанесение возможно при выбранной точке и ненулевом значении дальности. В режиме "Вылет с ВПП" дальность не должна быть меньше расстояния, при котором воздушное судно достигает высот 120 относительно порога ВПП.

 

Манёвр RF "Дуга постоянного радиуса до контрольной точки.

Участок RF представляет собой круговую траекторию вокруг определенного центра разворота, которая заканчивается в точке пути. Начало участка дуги определяется точкой пути окончания предыдущего участка. Радиус рассчитывается комплексом как расстояние от центра разворота до точки пути окончания траектории. Для любого разворота в диапазоне 2°–300° может быть определена одна дуга.

 

Параметры манёвра "RF":

prmCodeRF

 

Поле "Начальная точка" служит для выбора начальной точки.

Поле "Базовая станция DME" служит для выбора позиции станции DME.

Поле "Конечный курс" содержит курс воздушного судна в конечной точке.

Между начальной позицией и станцией  DME вычисляется радиус разворота и азимут на DME. Касательная к дуге в начальной точке считается начальным курсом. Схема строится по алгоритму "полёт по дуге DME" до достижения конечного курса.

Построение возможно, если выбрана начальная позиция и базовая станция DME, расстояние между ними более 5 км, и если величина дуги более 15 градусов.

 

Манёвр CI  "Курс до пересечения".

Участок кодируется в том случае, когда воздушному судну задается направление до пересечения им следующего участка.

Поле "тип защитной зоны" позволяет выбирать четыре варианта построения типа защитной зоны.

Стандартный разворот. Строится разворот на заданный курс в указанном направлении. В качестве базовой точки используется начало схемы. Конечный курс задаётся в параметрах.

Вылет с разворотом. Строится схема вылета с разворотом на абсолютной высоте.

Разворот "Fly-By". Строится разворот "Fly-By" который смещается в точку разворота. Высоты на участке не изменяются.

Разворот "Fly-Over". Строится разворот "Fly-Over" с последующим прямолинейным участком который смещается в точку разворота. В зависимости от значения угла разворота изменяется его форма.

Поле "Воздушное судно" служит для указания приборной скорости воздушного судна или категории.

Поле "Начальная точка" - служит для выбора базовой точки разворота.

 

Параметры манёвра "CI":

prmCodeCI

 

Поля "Курс ВС" и "Курс после разворота" служат для установки начального положения воздушного судна и курса после разворота. Разница между значениями влияет на вид схемы, которая будет построена. При построении стандартного разворота при значении разворота менее 15 градусов будет построена схема прямолинейного участка.

Поле "Сторона разворота" служит для указания стороны разворота. При выборе значения "любая" будет построена схема с минимальной разницей между курсами, в противном случае – в сторону, указанную в этом поле.

Поле "Градиент" служит для указания градиента набора/снижения на участке.

Нанесение возможно при выбранной точке и ненулевом значении скорости и длины, а также корректными параметрами разворота для каждого типа защитной зоны.

 

Манёвр CR "Достижение радиала от VOR".  

При использовании полётов по маякам NDB (приводным радиостанциям) манёвр можно использовать  при расчёте курсового угла радиостанции (КУР) до радиотехнического средства (РСБН, ОПРС). Манёвр строится от текущей точки с указанным курсом до достижения пересечения азимута от базового дальномера.

 

Параметры манёвра "CR":

prmCodeCR

 

Поле "Начальная точка" служит для выбора начальной точки.

Поле "Базовая станция DME" служит для выбора базового дальномера.

Поле "Радиал от VOR (км)" служит для указания радиала или КУР от станции VOR.

Поле "Начальный курс " служит для указания начального курса воздушного судна.

Кнопка "Нанесение" активируется в том случае, если возможно построить траекторию полёта от текущей точки с заданным курсом до пересечения луча с азимутом, указанным в поле "Радиал от VOR". В противном случае кнопка будет не активна, а в нижней части формы отобразится сообщение "Нет пересечения линии пути с радиалом VOR".

 

Манёвр PI  "Разворот на обратный курс".

Манёвр используется на этапах посадки и перехода с ожидания на посадку. В зависимости от значения поля "Тип разворота" строится один из трёх видов обратных схем.

Поле "Воздушное судно" служит для указания приборной скорости воздушного судна или категории.

Поле "Базовая точка (РТС)" служит для установки базовой точки.

Поле "Полёт по прямой" определяет длину прямого участка в режиме "на посадочный". В режиме 45х180 и 80х260 поле не активно. В случае, если выбран тип "DME", полёт по прямой выполняется только "На расстояние", в противном случае - "По времени".

Поле "Начальный курс" устанавливает ориентацию защитной зоны и базовой линии.

 

Параметры манёвра "PI":

prmCodePI

 

Поле "Угол входа" служит для определения линии спирали ветра при расчёте схемы.

Флаг "Левый разворот" служит для зеркальной ориентации схемы относительно базовой оси. При установленном флаге маршрут строится против часовой стрелки.

Кнопка "Нанесения" активируется при выборе базовой точки.

 

Манёвр HA, HF  "Ожидание/полет по схеме "ипподром".

Манёвр HA используется для снижения или набора высоты по спирали в района с плотным потоком или ограниченным воздушным пространством (ущелье в горах, ограниченное воздушное пространство и.т.п). Манёвр HF  используется при проектировании зоны ожидания.

 

Параметры манёвров "HF" и "HA":

prmCodeHA

 

Поле "Воздушное судно" служит для указания приборной скорости воздушного судна или категории.

Поле "Базовая точка" служит для установки базовой точки.

Поле "Полёт по прямой" определяет длину прямого участка. При выборе режима "По времени" в окошке возле флага указывается время в секундах, при выборе  "На расстояние" - расстояние в километрах.

Поле "Ориентация" устанавливает ориентацию защитной зоны и базовой линии.

Флаг "Левый разворот" служит для зеркальной ориентации схемы относительно базовой оси. При установленном флаге маршрут строится против часовой стрелки.

Кнопка "Нанесения" активируется при выборе базовой точки.