"T"- и "Y"- образные схемы RNAV

Печать Предыдущая страница Стартовая страница Следующая страница

Схема "Т"- или "Y"- применяется при выполнении неточных заходов на посадку с использованием RNAV и заходов на посадку с вертикальным наведением. В основе схем "Т"- или "Y"- образной конфигурации лежит выровненный по оси ВПП конечный участок, которому предшествует промежуточный участок и три начальных участка, расположенных в виде буквы "Т" или "Y" по обе стороны относительно линии пути конечного участка захода на посадку и вдоль нее.

Конфигурация схем обеспечивает прямой вход в схему с любого направления, если вход осуществляется из связанного с IAF района захвата. Точка IAF расположена на продолжении линии курса промежуточного участка захода на посадку и называется  центральной. В дополнение к центральной IAF, устанавливаются одна или две боковых IAF под углом от 70 до 90° от линии курса промежуточного участка захода на посадку. Такой конфигурацией предусматривается, что при входе из района захвата требуемое изменение курса в IAF не превышает 110°.  

 

Центральный начальный участок может начинаться в IF.  В тех случаях, когда не обеспечиваются одна или обе IAF и прямой вход со всех направлений осуществить невозможно, может предусматриваться типовая схема ожидания, обеспечивающая возможность входа в схему с выполнением стандартного разворота. IAF, IF и FAF определяются точками пути "Fly-By". Участок ухода на второй круг начинается в точке пути "Fly-Over" – MAPt и заканчивается в контрольной точке ожидания при уходе на второй круг MAHF или в начальной контрольной точке захода на посадку IAF (повторный заход на посадку) или в точке  или по указанию органа УВД. Для определения точки разворота при уходе на второй круг с разворотом может также устанавливаться контрольная точка разворота при уходе на второй круг MATF.

Ширина зон учета препятствий определяется в соответствии с допусками, относящимися к навигационной системе, на основе которой построены маршруты зональной навигации.  

 

Начальный участок захода на посадку

Расположение смещенных IAF обуславливает необходимость изменения курса на 70°–90° в IF. Район захвата для линии пути в направлении к смещенной IAF простирается на 180° относительно IAF, что обеспечивает возможность прямого входа в тех случаях, когда изменение курса в IF составляет 70° или более. Центральная IAF находится в створе оси промежуточного участка. Район захвата центральной IAF составляет 70–90° с каждой стороны линии пути начального участка. При разворотах на углы более чем 110° в IAF следует использовать входы из сектора 1 или 2.

 

Структура "T" и "Y" образных схем:

shemeY

shemeT

"Y" – образная схема

"T" – образная схема

 

Начальные участки захода на посадку не имеют максимальной длины. Оптимальная длина составляет 9.3 км (для ВС категории "Н" - 5.5 км). Минимальная длина участка должна быть не менее расстояния, которое рассчитывается по наибольшей скорости на начальном этапе захода на посадку. Максимальная скорость выбирается из числа воздушных судов для которых предназначается заход на посадку для которых. Оптимальная длина обеспечивает минимальную длину участка при скоростях IAS воздушных судов вплоть до 390 км/ч на высотах ниже 3050 м.

Оптимальный градиент снижения равняется 4% (для ВС категории "Н" – 6.5%) ,максимально допустимый градиент 8% (для ВС категории "Н"- 10%). Градиент снижения основывается на кратчайшем расстоянии по линии пути допустимом для наиболее скоростных воздушных судов.

 

Кратчайшие начальные участки захода на посадку.

При смещенных начальных участках захода на посадку кратчайшее возможное расстояние по линии пути будет пройдено в том случае, когда разворот на 110° выполняется в IAF, а разворот на 70° – в IF при Y-образной схеме, для T-образной схемы - когда выполняется разворот на 90° в IAF или IF. Для центрального начального участка захода на посадку кратчайшее возможное расстояние по линии пути будет пройдено тогда, когда разворот на 90° выполняется в точке IAF. В том случае, когда точка пути начального этапа захода на посадку является частью воздушного маршрута, вход в схему должен осуществляться на минимальной абсолютной высоте полета по маршруту, применяемой на участке маршрута.

В том случае, когда предусматриваются отрезки пути всех трех начальных участков, отсутствует необходимость в обратных схемах. Если один из этих отрезков пути отсутствует, в любой из двух или в обеих других точках IAF может быть предусмотрена схема "ипподром". В том случае, когда одним из оставшихся отрезков является центральный отрезок пути IAF, его район захвата корректируется для обеспечения нормальных входов из сектора в обратную схему. Типовая схема ожидания может предусматриваться в любой точке IAF и должна быть выровнена по направлению с линией пути начального участка.

 

Промежуточный участок захода на посадку

Промежуточный участок захода на посадку выравнивается по направлению с конечным участком захода на посадку. Если необходим разворот в FAF, он не должен превышает 30°. Промежуточный участок состоит из двух отрезков – отрезка разворота на траверзе IF, за которым следует прямолинейный участок непосредственно до FAF. Длина отрезка разворота представляет собой минимальное расстояние стабилизации при заданном угле разворота в IF. Длина прямолинейного отрезка является переменной величиной и составляет не менее 3.7 км для возможности стабилизации воздушного судна до точки FAF. Градиент снижения рассчитывается на основе кратчайшего расстояния по линии пути, соответствующего наивысшей скоростной категории воздушных судов.

 

Конечный участок захода на посадку

Расположение конечного участка захода на посадку должно быть в створе осевой линии ВПП. Если это невозможно, применяются критерии захода на посадку по смещённой осевой линией посадки. Оптимальная длина конечного участка захода на посадку составляет 9.3 км (для категории Н -  3.7 км).  

 

Участок ухода на второй круг

Точка ухода на второй круг определяется точкой пути "Fly-Over". В схемах, для которых заход на посадку выровнен по направлению осевой линии ВПП, точка ухода на второй круг располагается на пороге ВПП или до него. В случае, когда направление конечного участка не выровнено с направлением осевой линии ВПП, оптимальным расположением является пересечение линии пути конечного этапа захода на посадку с продолжением осевой линии ВПП. Для обеспечения запаса высоты над препятствиями в зоне ухода на второй круг MAPt может располагаться ближе к FAF, но не далее, чем это необходимо, и не далее точки, где ОСН пересекает траекторию снижения с номинальным градиентом 5.2% (УНГ=3°) на ВПП.