Схема «Ипподром»

Печать Предыдущая страница Стартовая страница Следующая страница

Создание схемы и заполнение параметров активируется кнопкой pbtnIppodrome  на форме проектирования маршрута подхода. Схема строится в соответствии с пунктом 3.4 документа Doc 8168.

Схемы «Ипподром» используются там, где отсутствует достаточное расстояние в пределах прямолинейного участка для обеспечения необходимой потери абсолютной высоты и где вход в обратную схему нецелесообразен. Схемы «Ипподром» также могут указываться в качестве альтернативных для обратных схем с целью увеличения гибкости при эксплуатации. Схема имеет ту же конфигурацию, что и типовая схема ожидания, но с различными скоростями полета и временем удаления. Линия пути приближения обычно становится промежуточным или конечным участком схемы захода на посадку.

 

Параметры схемы «Ипподром»:

 

star-5-ippodrome_new

 

Схема начинается в месте расположения указанного средства или в контрольной точке. Расчёт выполняется со следующими параметрами:

Поле «Начальная высота AMSL (м)» – высота, на которой выполняется вход в схему;

Флаги с полями «Время по прямой» и «Дальность от РНС (км)» – позволяют внести один из параметров полёта по прямой от точки начала манёвра.  При установленном флаге «Время по прямой», вводится время без учёта допусков на технику пилотирования. Значение времени должно быть в пределах от 60 до 180 секунд, с шагом через 30 секунд.

Флаг «Левый разворот» – флаг зеркального создания относительно математической оси «Х».

Увеличение отсчета времени удаления сверх 3 мин необходимо рассматривать лишь в исключительных случаях.

Флаг «Используется как зона ожидания» – позволяет создавать схему «Ипподром» со ступенчатыми буферными зонами. Построения выполняется в соответствии с пунктом 1.5 раздела II-4-1-9 Doc8168. Флаг следует использовать только при проектировании схем на равнинной низкорасположенной местности.

Флаг с полем «Добавить буфер (км)» – флаг позволяет строить зону с различной шириной буфера или вовсе без него.

Поле «Запас высоты МОС (м)» – параметр заполняется минимальной безопасной высотой пролета препятствий. Возможность регулирования запаса высоты в схеме «Ипподром» дополнена по причине того, что схема может быть использована как на маршруте в горной местности, так и на посадке и использованием систем зональной навигации, в которых запас высоты колеблется в пределах от 150 до 600 метров.

Поле «Средняя скорость ветра (км/ч)» – параметр, который включается флагом и заполняется значением скорости ветра при расчёте разворотов и зоны. По умолчанию заполнен средней скоростью 56 км/час.

Флаг с полем «Схема с учетом» предназначен для выбора построения схемы с пролетом над VOR или NDB. Если флаг не установлен, то будет выполнен только первый этап  —  построение шаблона схемы.

Поле «Превышение антенны РНС (м) » – параметр используется при расчете зоны допуска на местонахождение контрольной точки VOR или NDB. При вычислении радиуса зоны действия конуса по формуле zN = h*tg a, высота (h) (cогласно п. 2.5.1.2 (Часть 1, Раздел 2, Глава 2 DOC 8168/2))  является высотой над навигационным средством:

h = Начальная высота АМSL (м) — Превышение антенны РНС (м).

Зона защиты схемы «Ипподром» состоит из основной зоны и дополнительной зоны; зона защиты схемы ожидания состоит из  основной зоны и буферной зоны. Поскольку построение основной зоны схемы типа «Ипподром» аналогично построению зоны схемы ожидания, для ссылок на них используется один термин – основная зона схемы.

Все промежуточные параметры расчётов схемы могут быть сохранены в текстовый файл с разделителями табуляции для возможности сохранить их в виде таблицы. Сохранение выполняется при установленном флаге «Сохранить параметры» с прикреплением файла к объекту – вектор вставки через семантику «текстовый файл». Двойным нажатием кликом мыши  на значение семантики в диалоге редактирования объекта, открывается окно с файлом промежуточных параметров.

 

Файл отчёта промежуточных параметров схемы «Ипподром»:

 

file_otchet_2_ippodrom

 

Построение основной зоны схемы проводится в два этапа.

На первом этапе строится зона по заданному времени, скорости и абсолютной высоте. Учитываются все факторы, которые могут привести к отклонению воздушного судна от номинальной схемы, за исключением факторов, связанных с зоной допуска на контрольную точку. Он применяется для типов схем с пролетом над VOR или NDB.

На втором этапе вычерчивается основная зона схемы путем вращения исходной точки вокруг зоны допуска на контрольную точку для схем с пролетом над средством или с пересечением радиалов VOR, или используя описание схем VOR/DME, с добавлением требуемой защиты входов.

В заключении добавляется дополнительная зона размером 4.6 км вокруг основной зоны схемы типа «Ипподром» и буферная зона.

Построение выполняется в следующей последовательности:

- вычерчивается линия, представляющая собой ось схемы и номинальную схему. В контрольной точке схемы размещается точка «а» в месте расположения;

­- на оси схемы обозначаются точки «b» и «с», которые представляют самое раннее

(5 секунд после «а») и самое позднее (11 секунд после «а») положение начала разворота в сторону удаления при полете в штилевых условиях. Точки обозначают границы влияния навигационных допусков;

­- вычерчивается дуга 180° с радиусом r, касающаяся оси схемы в «с», которая представляет самую позднюю точку разворота в сторону удаления при полете в штилевых условиях. Точки «d», «е», «f» и «g» расставляются от «с» через 45, 90, 135 и 180° разворота;

­- вычерчивается дуга 270° с радиусом r, касающаяся оси схемы в «b», которая представляет самую раннюю точку разворота в сторону удаления при полете в штилевых условиях. Точки «h», «о» и «р» расставляются от «b» через 180, 225 и 270°;

­- из «g» проводятся две линии под углом 5° с каждой стороны номинальной линии пути удаления. На этих линиях размещаются точки i1, i2, i3 и i4. i1 и i3 соответствуют (60T – 5) секундам после «g»; i2, i3 и i4 соответствуют (60T + 15) секундам после «h». В целях упрощения они наносятся через (60 Т + 21) секунд после «g», i1, i2, i3, i4, ограничивают зону расположения начала разворота на линию пути приближения при штилевых условиях;

­- из точки на расстоянии r ниже i2, перпендикулярно к номинальной линии пути удаления проводится дуга 180° радиусом r, которая начинается в i2 и заканчивается в n2. Точки «j» и «k» расставляются через 45 и 90° разворота от i2. Проводится соответствующая дуга из i4 в n4. Точки «j» и «m» расставляются через 90 и 135°. разворота от i4.

 

Расчёт шаблона «Ипподром»:

imgIpodromeCalc

Окончание разворота на линию пути приближения в штилевых условиях находится в зоне n1 n2 n3 n4, получаемой путем перемещения i1 i2 i3 i4 на один диаметр номинального разворота. Влияние ветра в каждой точке вычисляется путем умножения скорости ветра на время полета от точки «а» до данной точки. Из центров в точках «b», «с», «d», «е» и «f» проводятся дуги радиусами, вычисленными в этих точках с учётом влияния ветра.

Зона окончания разворота на линию пути удаления определяется двумя дугами с центрами «g» и «h» и рассчитанными радиусами и их четырьмя общими касательными. Зона начала разворота на линию пути приближения определяется четырьмя дугами с центрами в точках i1, i2, i3 и i4 и рассчитанными радиусами и их четырьмя общими касательными. Влияние ветра при развороте на линию пути приближения. Из точек «j», «k», «l», «m», n4 и n3, о и р проводятся дуги высчитанными в этих точках радиусами.

В результате расчётов получаются точки и линии, по которым строится контур в следующей последовательности:

а) спираль, огибающая дуги с центрами в «с», «d», «е», «f» и «g»;

b) дуги с центром в i1 и общей касательной к этой дуге и спирали а);

с) общая касательная к дугам с центрами в i1 и i2;

d) спираль, огибающая дуги с центрами в i2, «j» и «k», спираль, огибающая дуги с центрами в «l», «m» и n4 и их общей касательной;

е) дуги с центрами в n3 и n4 и их общей касательной;

f) касательная к дуге с центром в «n3» и к спирали a), за исключением случаев, когда дуга не пересекает спираль (имеет место в определенных комбинациях низкой TAS и высокой скорости ветра). В этом случае используется геометрическое построение, и дуга оканчивается в точке ее пересечения с осью AC. Из этой точки пересечения проводится вторая дуга с центром в точке «а» до пересечения со спиралью a).

 

Затем проводится общая касательная к дуге и спирали a) для завершения построения зоны. Защита линии пути удаления в направлении оси D представлена общими касательными к дугам с центрами в «g», i3, i4, называемой линией «3».

На рисунках отображены схемы типа «Ипподром» с буферной зоной и в виде зоны ожидания со ступенчатым буфером.

 

Схема «Ипподром»:

imgIpodromeView1

imgIpodromeView2

в виде зоны ожидания (ступенчатый буфер)

с буфером 2 км*

* Значение 2км установлено для наглядности рисунка. Минимальный размер буфера для шаблона «Ипподром» рекомендуется устанавливать в 4.6 км.

Ошибки при построении:

- слишком малая абсолютная высота для выполнения разворота;

- малое или большое время полёта по прямой, что вместе с радиусом разворота приводит к некорректности маршрута;

- некорректное значение размера буфера.